По рассказам часто путешетсвующих людей, к которым я, увы, не отношусь, профессиональный гид-экскурсовод при музеях современного искусства - явление почти что вымирающее. А тут мне выдалась возможность примерить на себя европейскую практику гида-волонтера, и я хочу поделиться своим опытом с вечностью и всеми, кто наткнётся.

***

Главный архитектор выставвки,энергичная женщина, проводит будущих экскурсоводов перед открытием выставки. Главная идея - обратить внимание публики на современную, неакадемическую скульптуру. Один из экспонатов с самым эротическим подтекстом сопровождается фразой - "А было бы интерессно, если вот ее на улицу поместить, то какое бы название дали люди с улицы". Раздачей кличек экспонатам занялись гиды-непрофессионалы. Во многом потому что между ними было более тесноее взаимодействие. Композиция с лирическим названием "Уснул я почти мгновенно" трансформировалась в "горячего парня". В нее был встроен подогрев до 40-50 градусов. Иногда "горячего парня", находившегося, по замыслу художника в предсмертной агонии и лихорадке, начинало лихорадить еще больше, градусов до 70, так что он обжигал руки. Моё личное гран-при взяло прозвище, данное одному из экспонатов иностранной туристкой:

- What do you see here?
- Colorful pussy.


Наверное, некоторые согласятся. Во всяком случае, по лицам остальных посетителей, было видно что ыбло высказанно всеобщее невысказанное. Но на самом деле это был типа глаз рептилии. Потом я пересказала эту истрию другой посетительнице, и та сильно удивилась.Каждый все-таки судит в меру своей испорченности.

Про меру испорчености. В СССР, как говорит известное высказывание, секса не было. Поэтому одна напарниц, формально относящаяся к категории "серебрянных волонтеров"? очень элегантно переводила на все экспонаты с эротическим подтекстом. Большая часть моральных услий пришлось поторатить на то, чтобы не высказать единственной посетеительнице самую очевидную каннотацию некоторых работ. Впрочем, ответ на вызывающий у меня еще со времен ЕГЭ зубовный скрежет, "Что хотел скзать автор", был выдан нам на руки. В ответе на этот вопрос были цирк, огни и две крайности. Либо при помощи знакомых искусствоведов публиковалась простыня текста, со ссылками на всю историю искусства и всю философию 20 века, либо авторы ограничивались двумя-четыремя строчками. Из таких двустрочников врезается в память описание скулптуры "Женщина-ложка": " Вторая работа в серии у художника всегда женщина. Всегда так получается". Как-то веет здесь бехыходностью. Да не хотел лепить я эту бабу, господа кураторы, она сама так получилась. Это вообще не планировалось. Сама такая приходит и говорит, что будет женщиной.

У другой копмозиции, напоминавшей скорее о строительном рынке нежели о прекрасном, было громкое название "Маркс". Вокруг "Маркса" в чем проявляется некий дух сплывшего коммунизма, однажды организовался стихийный митинг всех волонтерящих экскурсовводов. Консилиум из дамы, близкой к арт-кругам, двух культурологинь и журналистки на глазах изумленной публики, состоявшей из трех с половиной человек, решал каким образом две кучи из десяти тысяч болтов и десяти тысяч гаек носят имя праотца советской идеологии. Стоит отметить, что "линейной авторской интерпритации" экспонат не имел. Поршели на том, что болты и гайки - это два социальных класса, которые должны соедениться посредством труда посетителя выставки.

На последней неделе бесплатных экскурсий, тема коммунизма и социализма продолжилась. На выставке к молчаливой тете присоединился Троцкий. Нет, конечно не он сам, но новый смотритель был очень на него похож. Этот замечательный человек делился своим видениием экспонатов и травил байки про художников и арт-индустрию в целом.

Если возвращаться к названиям. Ничто, господа, ничто так не влияет на восприятие современного искусства, как название. Можете взять с полки пирожок, если угадаете, как называется сей экспонат.

Называется этот кусок бетона "Форма, ищущая себе функцию". Переед ним мной и коллегами читалась краткая лекция про рэди-мэйд и описание художника. Этот артефакт, после сопоставления с названием вызывал невероятно сильные эстетические переживания у всех, кто так или иначе был связан со строительством.

А самая большая и огромная проблема - это то, что современное искусство нахер никому не надо. Велось все в присутсвии двух-трех человек, до последних выходных, когда ВНЕЗАПНО пришло 15 человек. Это был чэллендж. Реальный настоящий. Но вроде, по отзывам всех остальных, никто не ушел разочарованным. Следовательно, аччивмент анлок.







@темы: о прекрасном, работа в области искуйсства